Приводимая ниже информация основывается на докладе Генерального секретаря Совету Безопасности (A/65/820-S/2011/250), опубликованном 23 апреля 2011 года.

Страновая целевая группа по наблюдению и отчетности продолжала совершать поездки в целях посещения объектов Народных сил обороны Уганды (УПДФ) для проверки практического осуществления ее политики набора в вооруженные силы и обеспечения выполнения требования о прекращении вербовки и использования детей в соответствии с планом действий в отношении детей, связанных с вооруженными силами, который был подписан правительством Уганды и Организацией Объединенных Наций в августе 2007 года. В 2010 году не было отмечено случаев вербовки и использования детей Силами УПДФ или местными отрядами обороны.

ЛАРА продолжала совершать преступления против детей за пределами Уганды, в Судане, Демократической Республике Конго и в Центральноафриканской Республике. Несмотря на неоднократные призывы в адрес ЛРА со стороны международного сообщества с требованием без каких бы то ни было условий освободить имеющихся в их рядах детей, какого-либо прогресса по линии такого освобождения на сегодняшний день пока не достигнуто.

В юго-восточных районах, в частности в префектурах Мбомоу и О Мбомоу и в некоторых районах префектуры От-Котто, Центральноафриканской Республики ЛРА похитила 138 центральноафриканских детей. В 2010 году 12 детей, включая 4 девочек (одна из них с ребенком, который родился во время ее нахождения в плену), бежавшие из ЛРА, были репатриированы в Судан, Демократическую Республику Конго и Уганду и при помощи Международного комитета Красного Креста воссоединились со своими семьями. Имеются документальные свидетельства многочисленных совершенных ЛРА в рассматриваемый период нападений на гражданское население, в результате которых гибли и получали ранения дети.

В Демократической Республике Конго, по сообщениям, в 2010 году силами ЛРА были похищены, завербованы и использовались 49 детей. Дополнительная информация о 233 случаях похищения детей силами ЛРА, которые имели место до 2010 года, была получена благодаря доступу к ранее закрытым зонам в провинции Ориенталь. Далее, в 2010 году возросло число детей, которым удается бежать из ЛРА (282 ребенка: 146 мальчиков и 136 девочек, из которых один из Центральноафриканской Республики и двое из Судана), по сравнению с 2008 и 2009 годами, что отчасти объясняется активизацией в этот период военных операций против ЛРА. Кроме того, в 2010 году лишь 47 детей, выведенных из состава ЛРА, заявили, что их использовали в качестве комбатантов, а 244 ребенка — что их заставляли работать, по сравнению с 2009 годом, когда большинство похищаемых детей, по имеющимся сообщениям, использовалось в качестве комбатантов. Помимо этого, 96 детей сообщили, что подвергались сексуальной эксплуатации.

В штате Западная Экватория в южной части Судана в 2010 году ЛРА похитила 27 детей, включая 21 девочку. Две суданские девочки, вернувшиеся из плена в ЛРА, имели детей. Кроме того, в результате совершаемых ЛРА нападений, по имеющимся сведениям, двое детей погибли и один ребенок был ранен. Во время нахождения в плену девять девочек были изнасилованы или подвергались сексуальным надругательствам. Во время военных операций 2010 года силами НОАС и УПДФ было освобождено в общей сложности 24 ребенка, включая 2 конголезских мальчиков.

Организация Объединенных Наций высказывала правительству Уганды озабоченность по проблеме защиты детей в контексте военных действий УПДФ против ЛРА в соседних странах (см. A/64/742-S/2010/181), в частности в отношении репатриации угандийских детей и женщин, освобожденных или бежавших из ЛРА в Уганду. Такую озабоченность вновь высказала мой Специальный представитель по вопросу о положении детей и вооруженных конфликтах в ходе встречи с командующим Силами обороны Уганды генералом Арондой Ниакайримой в ходе своей поездки в Уганду в мае 2010 года. В результате обсуждения было принято решение о том, что Организация Объединенных Наций разработает проект стандартных оперативных процедур приема и передачи детей и находящихся в уязвимом положении женщин, освобожденных из ЛРА, в Демократической Республике Конго, Судане и Центральноафриканской Республике. Проект стандартных оперативных процедур был направлен УПДФ в сентябре, однако на момент подготовки настоящего доклада этот документ еще одобрен не был. В 2010 году большая часть (77 процентов) детей и молодых матерей, которые ранее были связаны с ЛРА, были репатриированы в Уганду через руководство военной разведки или через группы по защите детей УПДФ, а не переданы сразу же в руки соответствующих детских правозащитных организаций. Кроме того, по сообщениям двух детей, несколько подростков до их передачи организациям по защите детей на протяжении более двух месяцев находились в УПДФ/органах руководства военной разведки.

В южной части Судана деятельность по репатриации и реинтеграции в помощь детям, захваченным ЛРА, осуществляется силами министерств социального развития каждого штата. Эта помощь включает репатриацию детей в их общины в соседних штатах и в пограничные страны, уход за ними в промежуточный период, психотравматологическое консультирование, поиск семей и воссоединение с ними. В то же время масштабы такой деятельности и возможности Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки министерствам остаются ограниченными в силу нехватки финансовых средств. Существует неотложная потребность в усилении организационного и людского потенциала, с тем чтобы можно было проводить для этих детей программы психосоциальной реабилитации.

Стороны в Уганде

  • «Армия сопротивления Бога» (ЛРА)

Uganda


The information below is based on the 2011 report of the Secretary-General to the Security Council (A/65/820-S/2011/250) issued on 23 April 2011. More information is available in the report.

The country task forces on monitoring and reporting continued its onsite visits of Uganda People’s Defence Forces (UPDF) facilities to verify the implementation of its recruitment policies and ensure compliance in ending child recruitment and use, in line with the action plan regarding children associated with armed forces signed between the Government of Uganda and the United Nations in August 2007. There were no cases of recruitment and use of children by UPDF or the local defence units in 2010.

LRA continued to commit violations against children outside Uganda, in the Sudan, the Democratic Republic of Congo and the Central African Republic. Despite repeated calls by the international community to LRA to unconditionally release children in its ranks, no progress has been made to date towards such release.

In the south-east, particularly in Mbomou and Haut-Mbomou prefectures and parts of Haute-Kotto prefecture of the Central African Republic, 138 Central African children were abducted by LRA. In 2010, 12 children, including 4 girls (one of them with a baby born in captivity), who escaped from LRA were repatriated to the Sudan, the Democratic Republic of the Congo and Uganda and reunified with their families with the assistance of the International Committee of the Red Cross. Multiple attacks by LRA on the civilian population during the reporting period, which resulted in the deaths and injury of children, were documented.

In the Democratic Republic of the Congo, 49 children were reportedly abducted, recruited and used by LRA in 2010. An additional 233 cases of child abduction by LRA that occurred prior to 2010 were documented as a result of gaining access to zones not previously accessible in Orientale Province. Further, there was an increase in the number of children who escaped from LRA in 2010 (282 children: 146 boys and 136 girls, among which one was from Central Africa and two were from the Sudan), compared to 2008 and 2009, which was partly a result of heightened military operations against LRA during that period. Also, in 2010 only 47 children who were separated from LRA claimed to have been used as combatants, while 244 reported that they were used for forced labour, as opposed to 2009, when the majority of children abducted were reportedly used as combatants. In addition, 96 children reported that they had been victims of sexual exploitation.

In Western Equatoria State of Southern Sudan, 27 children, including 21 girls, were abducted by LRA in 2010. Two Sudanese children who returned from LRA captivity had babies. In addition, incidents of LRA attacks resulted in the confirmed killing of two children and the wounding of one child. Nine girls were raped or sexually abused during captivity. A total of 24 children, including 2 Congolese boys, were rescued by SPLA and UPDF during military operations in 2010.

Several child protection concerns that pertain to UPDF military offensives against LRA in neighbouring countries (see A/64/742-S/2010/181), in particular with regard to the repatriation of Ugandan children and women rescued or escaped from LRA to Uganda were raised by the United Nations with the Government of Uganda. These concerns were reiterated by my Special Representative for Children and Armed Conflict during her meeting with the Uganda Chief of Defence Forces, General Aronda Nyakayrima, during her visit to Uganda in May 2010. As a result, it was agreed that the United Nations would draft standard operating procedures for the reception and handover of children and vulnerable women separated from LRA in the Democratic Republic of the Congo, the Sudan and the Central African Republic. The draft standard operating procedures were shared with UPDF in September, but the document had not been endorsed at the time of writing the present report. In 2010, the majority (77 per cent) of children and young mothers formerly associated with LRA were repatriated to Uganda through the Chieftaincy of Military Intelligence or through UPDF child protection units, instead of being handed over immediately to appropriate civilian child protection actors. In addition, according to testimonies given by two children, some children stayed for more than two months with UPDF/Chieftaincy of Military Intelligence before being handed over to child protection agencies.

In Southern Sudan, repatriation and reintegration activities to support children abducted by LRA are being implemented by the Ministries of Social Development in each State. The support includes the repatriation of children back to their home communities in neighbouring States and border countries, interim care, trauma counselling, family tracing and reunification with families. However, the scope of such activities and the capacity of the United Nations to support the Ministries remains limited owing to funding shortages. There is an urgent need for increased institutional and human resource capacity to provide these children with psychosocial rehabilitation programmes.

Parties in Uganda

  • Lord’s Resistance Army (LRA)